Важнейшие научные результаты

ВАЖНЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНЦ СО РАН, ПОЛУЧЕННЫЕ в 2019 г.

ОТДЕЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

1. В рамках развития «зеленой» экономики России и Байкальского региона экологизация недропользования должна рассматриваться как первоочередное направление вследствие объемов и характера нанесенного экологического ущерба окружающей среде предприятиями горнопромышленной отрасли Иркутской области, а также их влияния на здоровье населения. Недропользование должно быть встроено в развитие национальной системы управления инновационным процессом с единым государственным центром реализации инновационной политики в стране. Совершенствование системы рыночных и фискальных инструментов экологизации недропользования со стороны государства включает формирование рынка «зеленых» облигаций, возвращение практики накопления экологических платежей в федеральных и региональных экологических фондах, открытие для общественности всей экологически значимой информации компаний-недропользователей для контроля и проведения научных исследований.

Упразднение Байкальского региона как объекта стратегического планирования в региональной политике государства согласно новой Стратегии пространственного развития и разделение его субъектов между двумя федеральными округами требует нового институционального оформления системы регулирования природоохранной и социально-экономической деятельности в Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) на Байкальской природной территории (БПТ). Взаимосвязанность хозяйств Иркутской области и Бурятии на основе единой байкальской природно-технической системы обусловила необходимость передачу управления природоохранной деятельностью и устойчивым развитием с федерального на межрегиональный уровень. Предлагается образование соответствующего органа, объединяющего деятельность экономических и экологических департаментов региональных правительств Байкальского региона, ответственного за согласование целей экономического развития и защиты экосистемы оз. Байкал через совместное планирование и регулирования отдельных видов деятельности в ЦЭЗ.

Рис. 1. Система управления Байкальской природной территорией

 

Изображение выглядит как снимок экрана

Автоматически созданное описание

Рис. 2. Предлагаемые полномочия межрегионального уровня управления развитием Байкальской природной территории

Публикации по результату:

1. Сысоева Н.М., Кузнецова А.Н.  Байкальская природная территория в новой сетке макрорегионов Сибири // ЭКО. 2019.   № 5.  С. 89-105. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2019-5-89-105

2. Сысоева Н.М., Кузнецова А.Н., Дец И.А., Виолин С.И. Социально-экономическое развитие Иркутской области – взаимодействие с наукой // Труды Вольного экономического общества России. Том 218.  Москва.  № 4/2019.  С. 489- 496.

3. Кузьмин М.И., Рукавишников В.С., Сысоева Н.М., Гребенщикова В.И., Кузнецова А.Н.

Россия на пути к «зеленому» недропользованию // Химия в интересах устойчивого развития. 2019. № 5. С. 536-545. DOI: 10.15372/KhUR2019171

2. В силу крайней сложности управляемой социально-экономической системы, развитие экономических субъектов в рамках формирования особых экономических зон должно строиться на основе глубокой детализации способов и механизмов поддержки предпринимательства в соответствии с этапностью процессов создания и развития бизнеса. При этом нами выделяется видимый и невидимый сегменты развития бизнеса, имеющие собственные градации этапов эволюции, на основе учёта специфики которых и должны формироваться разнообразные политики поддержки предпринимательства, в том числе, в особых экономических зонах (рис. 1). Для каждого варианта политик сформированы собственные принципы и оценочные механизмы.

 

Описание: http://900igr.net/up/datai/87222/0003-001-.png

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

Публикации по результату:

1. Белоусова С.В. Проблемы реализации современных тенденций пространственного развития в регионах Восточной Сибири// ЭКО. 2019. № 7. С. 54-79. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2019-7-54-79.

2. Белоусова С.В. Координация как важнейший элемент управления сложной системой (на примере общественного сектора) // Идеи и идеалы. – 2019. – Том 11. – №2, часть 2. – С. 371-394. DOI: http://dx.doi.org/10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-371-394.

3. Belousova S.V. Problems of Management of the Public Sector as Difficult System // Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production. FarEastСon 2018. Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production, vol 138. Springer, Cham 2019. Р. 621-631. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15577-3_58
https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-15577-3_58

4. Belousova S.V. Problems of Development of Tax Incentives in Spatial Aspect // Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production. FarEastСon 2018. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 138. Springer, Cham 2019. Р. 632-641. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-15577-3_58 
https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-15577-3_58

3. Рассмотрены различные варианты регулирования оз. Байкал на основе статистических данных притока за 115-летний период наблюдений. Результаты моделирования показали, что выполнение действующего законодательства, в том числе Правил использования водных ресурсов, и Постановления №234 во многих случаях невозможно. Определен наиболее эффективный (устойчивый) вариант регулирования оз. Байкал (рис. 1), обеспечивающий выполнение основных современных требований водопользователей (водозаборы, водный транспорт) и условий незатопления г. Иркутск.

Выполнено моделирование максимальных уровней воды в оз. Байкал при прохождении паводков разной вероятности (обеспеченности) для различных вариантов допустимых расходов через Иркутскую ГЭС (табл. 1). Результаты показывают, что превышение отметки 457,00 м ТО возможно не только в годы экстремально высокой, но и в годы повышенной водности. Поэтому необходимо расширение допустимого диапазона регулирования оз. Байкал, предусмотренного Постановлением Правительства №1667 от 27 декабря 2017 г. (455,54–457,85 м ТО). Для предотвращения затопления нижнего бьефа ИГЭС необходимо ограничить её максимально допустимый расход объемом 2800–3200 м3/с, при экстремальных паводках – 4200 м3/с.